Маркус Клег (Markus Klek) Что представлет собой азиатский композитный лук? Это самый сложный в изготовлении тип лука, в котором использованы только природные материалы такие как сухожилия, рог, мездровый или рыбий клей. В Азии изготавливали и использовали много разных разновидностей таких луков, пока постепенно они не были вытеснены огнестрельным оружием. Некоторые луки такого типа до сих пор изготавливаются профессиональными мастерами. Этот лук был первым подобным луком, который я изготовил, и здесь было больше обучения, чем чего-либо еще. Я смог сделить лук, из которого можно стрелять, и он не сломался, но это далеко не шедевр. Имея опыт изготовления нескольких простых и нескольких изогнутых, усиленных сухожиями луков, у меня всегда была мечта сделать этот непревзойденный лук. На протяжении многих лет я собирал материалы, читал статьи и книги на эту тему, и, мне казалось, что воплотить такой лук все труднее и труднее. И вот, когда моя жена была в отъезде в Индии, наступило подходящее время. Я не копировал какой-то конкретный лук или придерживался какого-то определенного стиля, но решил остановится на изготовлении надежного лука, который бы не сломался, не покорежился. Эта статья посвящена процесу изготовления, и не охватывает композитные луки вообще. Начинаем: Роговые пластины Длина и ширина моего лука значительно зависили от пластин, которые я мог вырезать из заказыных мною рогов антилопы (Африка). Рог, зажатый в тисках, был распилен на две половины с помощью пилы. Монолитные концы и тонкие и лохматые основания были отрезаны. Я получил два куска 19 дюймов длиной каждый. Затем с помощью грубого напильника была убрана бугристая поверхность, а внутренняя поверхность была вычещена самодельным инструментом под углом в 90 градусов, чтобы добиться ровной толщины приблизительно 3/16 дюйма. Готовая пластина, необработанный рог и роговые стружки. Работа заняла много часов труда, и вот, началось самое интересное. Превращение двух роговых кусков в ровные пластины, которые выглядят, как купленные в магазине полосы стеклопластика. Какое удивительное превращение!!! Рог, нагретый в кипящей воде и прижатый к плоской поверхности, приобретает после охлаждения ту форму, которую ему придали. Я взял большую аллюминиевое блюдо и поставил его на кухонную плиту с двумя газовыми горелками. Я зажал половинку рога между двумя плоскими поверхностями - деревянным брусом и металлической полосой. Если поставить с-образные тиски непосредственно на поверхность рога, то на его поверхности получатся глубокие выемки. Теперь поместите всю конструкцию в кипящую воду. Только пусть тиски торчат над поверхностью воды так, чтобы можно было постепенно усиливать давление на рог по мере того как он размягчается. Я долго разваривал рог и он не испортился. По мере необходимости добавляйте воду. Некоторое время ушло на борьбу с тисками, мои очки запотетвали от пара, я обжог себе пальцы от горячего блюда и чуть не вылил себе на ноги кипяток. Представьте себе мастерские, где одновременно изготавливали 500 луков. Когда я раплющил пластины и они стали на 90 % плоскими, я взял напильник, придал им аккуратный прямоугольный профиль и довел толщину до окончательного значения - 2/16 дюйма. Итак, окончательный размеры будут: 19 дюмов длина, 2/16 дюймов толщина и ширина от 1 дюйма плавно переходящая до 1 5/8 дюйма. Посмотрите же на эти аккуратные пластины!!! Деревянная основа. Для сердцевины я использовал горный клен. Более того, так как слои в дереве для лука дожны идти ровно я выпилил деревянную планку 2/6 дюйма толщины прямоугольного сечения с помощью циркулярной пилы. Да, да!! Рукоятка. Рукоятка будет приклеиваться с внешней стороны лука, а не с внутренней как у простых луков. Некоторые луки имеют излишний reset в рукоятке, но я оставновился на 20 градусах т.к. большее значение увеличивает нагрузку на соединение плечо-рукоятка и делает лук нестабильным. Толщину, ширину и длину рукоятки надо подбирать. Я сделал рукоятку довольно массивной потому, что вес рукоятки не сказывается на скорости вылета стрелы. Большая рукоятка только увеличит вес лука и добавит стабильности, я думаю (комментарии?). Я сделал лук симметричным, что подразумевает оба плеча должны быть одинаковой длины. Почему? Я не знаю. Окончательные размеры рукоятки: 6 1/2 дюйма длиной, 1 1/8 дюйма шириной и 1 1/2 дюйма толщиной. Я размягчил деревянную основу на пару и прижал ее тисками к рукоятке. После того как, она остыла и высохла, я склеил обе части эпоксидной смолой. Склейка рога с сердцевиной. Эпоксидная смола показалась мне более надежной. Я не трепал себе нервы с рыбьим клеем! Я сделал так, чтобы роговые пластины накладывались на рукоятку до 1 дюйма, а промежуток между пластинами заполнил sheet brass таким обоазом добавив луку еще веса. Я использовал металлические пластины для равномерной склейки и 8 С-образных тисков на каждое плечо. После этого отрезал излишки древесины соответственно роговым пластинам. На этом этапе я использовал сырую кожу для бандажа соединения рукоятка-сердцевина-рог поскольку в этом месте возникают большие напряжения. Уши. Spruce рекомендуют за его легкость и жесткость. Поэтому я взял эту древесину для изготовления 6 дюймовых ушей, угол которых к плечам составил 45 градусов. Я сделал их как можно из двух частей, чтобы оставить плечи как можно длиннее и получить большую площадь склейки. В следующий раз я, уже имея опыт, использую менее трудоемкий способ изготовления ушей. Тем не менее, теперь я не хотел чтобы что-нибудь поломалось или отошло когда я буду натягивагивать лук. Древесные слои в древесине для ушей были параллельны и поэтому уши оказались меньше 1 дюйма толщиной и толщина уменьшалась от 1 до 1/2 дюйма на концах. Кроме того, обмотал соединение плеча с ушами полосками сырой кожи. Spruce ears being clamped on. Finished ears after shaping. Наложение сухожилий. Я использовал приблизительно 8 олених сухожилий взятых со спины и 7 ножных. Кроме того, я накладывал сухожилия таким же образом, какой я использовал для других луков. Два слоя были наложены и затем я подождал 7 дней и наложил еще два слоя. В качестве клея я использовал мездровый клей изготовленный из кроличьих шкур, который я купил в художественном магазине. Прежде чем накладывать сухожилия, я придал луку большую рефлексивность, натянув между концами веревку. Кроме того, я обмотал области рукоятки и ушей чтобы прижать сухожилия. Теперь у меня был перерыв в 4 недели пока все сохло! После удаления веревки между концами плечей, лук имел 18 дюймов рефлексивности между рукояткой и ушами. На одной стороне рукоятки появился воздушный пузырь между деревом и сухожилиями. Сжимаясь сухожилия по видимому отстали, несмотря на то, что они были прижаты. После некоторых размышлений что же делать дальше, я не трогал этот пузырь вовсе, и, странно, пузырь сам исчез. Неправильное размещение плечей, которое произошло видимо было как-то связано с рукояткой, но к сожалению, я не пометил было ли это с правой или левой стороной рукоятки. Поэтоиу, я советую всегда помечать места неровностей, чтобы впоследствии вы могли чему-то научится, если это область окажется слабым местом. Растрепанные сухожилия и лук готовый для приложнеия сухожилий. Растрепанные сухожилия и лук готовый для приложнеия сухожилий. Защита сухожилий. Я не очень ровно шлифовал сухожилия, зато покрыл оба плеча тонкой сырой козлиной кожей, которую я окрасил в коричневый цвет с помощью скорлупы грецкого ореха. Я слегка намочил кожу и просто наложил ее на плечо так чтобы она захватывала роговые пластины. Бандаж не потребовался. Рукоятка была покрыта беличьей кожей с удаленным волосяным покровом. (Нконец то я нашел применение этому маленькому кусочку кожи. Мостики. Каждый мостик сделан из двух овальных толстых кусочков кожи. Я смочил кусочки сырой кожи в мездровом клее и затем крепко сжал их вместе. Когда клей высыхает получается прекрасная жесткая кожа. Я сделал выемку для тетивы с одной стороны, а другая сторона - это основа для прикрепления к колену ушей. Клей Элмера прекрасно приклеил их. Размеры 1 1/8 x 1 13/16 x 1/2 дюйма - это больше чем мне требовалось. Выемки для тетивы. Для выемок я вырезал квадратные секция из ушей плечей, чуть меньше половины толщины ушей и приклеил кусочки рога с выемкой под тетиву достаточной для удержания тетивы. Это еще одно место которое испытывает большие нагрузки, я думаю и вырезать для тетивы выемки большей глубины страшновато. Весь лук был покрыт тремя слоями содельного лака, приготовленного из сосновой смолы растворенной в спирте. Смотрится очень здорово и пахнет big wide oprn!! Теперь все готово!! Тем не менее, самая худшая часть всего процесса - это натянуть тетиву на эту штуку. У чувствовал большое уважение к оружию, которое я создал, после того, как я какими мощными могут быть эти инструменты и какова процедура натягивания тетивы на лук. Одеваем тетиву на лук. Итак, я не потратил много времени на изготовление тетивы. Я изготовил тетиву по образцу Корейской тетивы - с отдельными кусками для петель, вплетенными в основную тетиву. Но узлы развязываются, и я подожду совета от профессионалов Я сколотил грубое устройство для одевания тетивы, установил в него лук, убрал с дороги, все, что может сломаться, закрыл собаку, навалился всем телом и одел таки тетиву. Я постепенно натягивал тетиву в течении пары дней. Все прекрасно, нет трещин, ничего такого. Но! Плечи не были идеально отформированы и сила натяжения лука была около 40 фунтов при растяжении в 32 дюйма. Следовательно, по всей видимости лук был не слишком броским. Кроме того, рефлексивность уменьшилась с 18 до 10 дюймов через некоторое время. Как те ребята добивались того, что кончики плечей соприкасались остается для меня загадкой. Лук, установленный в устройстве для натягивания тетивы. Одно плечо согнуто. Лук, установленный в устройстве для натягивания тетивы. Одно плечо согнуто. Тепловая обработка лука. Обработка теплом для формовки композитного лука. Чтобы сформировать лук, его нужно нагреть и согнуть до желаемого положения. Обрабатывать роговые пластины лука - это последнее средство, к которому вы захотите прибегнуть. Поэтому я использовал местный нагрев лука внагревательном ящике. Я положил кусок дерева и С-зажим на место (угол рукоятки и плеча был неправильным), закрыл все картоном и лентой и оставил отверстие только для фена для сушки волос. В этом случае, верхняя часть тисков также точала наружу. По мере того как внутри постепенно увеличивалась температура, я постепенно крепче сжимал тиски. После охлаждения в течении ночи, я снова натянул лук и он стал выглядеть вполне хорошо. Тем не менее, постреляв из него день проблема проявилась вновь. Мне нужен совет от префессионалов!!! В целом, изготовление этого лука - это прекрасная работа и я поражаюсь подбору материалов, где каждая часть выполняет свою работу. Природа в который раз убеждает меня в том, что все взаимосвязанно и что , все работает вместе как одно целое. На этом я закончу.
Источник: http://archeryring.nm.ru/ |